МАСТЕРСКАЯ АЛЕКА ПЕТУКА
Перформанс
Всем привет. Мой курс практикоориентированный. Мы будем разбирать философские понятия, произведения из истории искусств и феномены повседневности, переводить всё на простой язык (прояснять для себя), чтобы использовать всё, что нам дано сегодня в своей жизни, тем самым улучшая ее для себя и других. Будет много практических заданий и обсуждений как подготовки к их реализации, так и реализованных перформансов и/или проектов, т.е. уже готовых художественных работ. Будем критиковать их, приводить конкретные аргументы и учиться правильно спорить.

Для этого курса не нужны никакие специальные навыки и умения, достаточно будет вашего интереса к искусству и желания заниматься и развиваться, быть открытым новому и изменениям. Начнём мы с практик перформанса, в их историческом разрезе, и постепенно к третьему модулю перейдем к созданию мультимедиа проектов (на основе перформанса, но при этом кто-то может заняться кино или независимой музыкой и т.д.).

Что касается перформанса, мы будем понимать его из разных темпоральных прочтений в истории искусства. И постепенно, по ходу курса, перейдем от медиа-специфического понимания искусства к постмедиальному проекту.

1 модуль

Основные темы модуля

Перфоманс в истории искусств, исторические предпосылки возникновения практики перформанса, его дискурсивно-критическая экспликация, перформанс и революция, практика перформанса, перформанс сегодня и его критика , различие перформанса, акции и флешмоба.

Проблема мастерства и неумения (дескиллинг) в контексте современных практик.

Fluxus, ситуационистский интернационал, работа в городской среде, понятие акции.

Искусство и политика, политический активизм, политика реэнактмента в искусстве.

Итоги 1 модуля

Реэнактмент известного перформанса / подготовка и реализация оригинального перформанса / уличной акции.

2 модуль

Основная тема модуля

Коллективный перформанс, искусство взаимодействия, коллаборативные практики, искусство как практика создания сообществ, искусство как воркшоп, субкультура и искусство (отдельно разберем, являются ли практики, например, современных рок-, рэп- и поп-групп современным искусством), различия театра и современного искусства.

Другие темы модуля

Современные звуковые практики: саундарт, муз. импровизация, современная академическая музыка, система музыкального андеграунда.

Современность, синофутуризм и искусство апроприации, как правильно воровать сегодня.

Поиск коллаборантов для проекта и этика внутри перформанс-коллективов.

Итоги модуля

Создание оригинального коллективного проекта на базе перформативных практик, реэнактмент известного коллективного перформанса / проекта, создание собственной музыкальной группы или перформанс-группы, разработка проекта в эстетике социального взаимодействия.

3 модуль

Основные тема модуля

Искусство сегодня, постмедиальное состояние, от перформанса к проекту, ресерч в искусстве.

Что такое произведение искусства; процессуальность в искусстве, позиция: против произведения искусства.

Другие темы модуля

Диалектика формы, проблема жеста, жест в искусстве и философии, поэтическое и перформативное, векторная и коинсидентальная теории поэзии.

Критическая позиция художника по отношению к статус-кво. Художник и рынок, художник и бренд. Художник и институт искусства. Критическая инфраструктурность.

Итоги модуля

Мультимедиа проект на базе перфоманса, съёмка фильма и / или разработка и реализация независимого фестиваля.

4 модуль

Подготовка проекта к одной из выставок студентов-кураторов и индивидуальные консультации с мастером.














Алек Петук (1984, Ухта) – художник, живёт и работает в Москве. Основной темой его проектов является теория совпадений, связанная с общим постсекулярным запросом и метафизическим оптимизмом. Основатель группы БКБ, организатор независимого фестиваля Кузлесфест, участник сообщества Soundartist.ru, соорганизатор Коинсидентального Института.

Задача его последних работ — поиск демократических методов создания произведений, которые бы позволяли выстраивать сообщества без исключения* как внутри искусства, так и вне его. При этом важным моментом является учёт невидимого труда, сопутствующего современному производству.

Проект современного искусства раскрывается Алеком Петуком прежде всего как коллективный, образовательный и эмансипаторный. Основные исследовательские и практические интересы художника: перформанс, реэнактмент, эстетика как политика, теория жеста и совпадения, городской мистицизм, субкультура и повседневность, марксизм, трансформации и революции.

*сообщество без исключения — такой тип сообщества, из которого невозможно исключить или еще репрессировать каким-либо способом, где каждый понимается как равный и вносит свою часть в общую организацию сообщества.

Избранные проекты:

«Исчисление сред», музей Гараж, Москва, 2020;

«Борис Клюшников. Введение в философию Алена Бадью», Виназвод, Москва, 2019;

«VOTIW*», VIII Ташкентская биеннале, 2018;

«S», галерея «Электрозавод», Москва, 2018;

«Тревожный час», КЦ «ЗИЛ», Москва, 2018;

«Диалоги с AI», ЦСИ «Марс», Москва, 2017;

«Маркс», Винзавод, Москва, 2016.
© Анна Брандуш